img

Под сводами семи церквей раскинулся последний гарнизон

Приезжая в тот или иной город, посёлок или село, приходилось неоднократно слышать, что, будучи в гостях здесь единожды, обязательно сюда вернёшься. С этими словами нас встречала и заведующая музеем села Рашков, многоопытный гид и краевед Ольга Сливка. Я поймал себя на мысли, что это место действительно притягательно, и при каждой удобной возможности и профессиональной необходимости вбиваю в навигатор слово «Рашков».

На фото: юные рашковчане в национальных костюмах

И вот в мае снова удалось окунуться в атмосферу умиротворённости и величия природы, продолжить знакомство с богатой историей села. За исполинскими отвесами «Червонки» (прим. так местные жители называют гору, принимающую на закате причудливый багряный окрас) скрывается настоящая жемчужина Каменского района Приднестровья.

На фото: вид на гору "Червонка"

Форпост христианства

Итак, село Рашков ведёт свою летопись с 1402 года. Это официальная дата, или, как принято говорить, дата первого упоминания в документах. Только в средневековую эпоху здесь располагалась крепость, и называлась она Калаур. Рашковом нарекли окрестное поселение, разраставшееся у подножия скалы и на склонах «Червонки».  

Есть несколько версий, откуда взялось название Рашков. Первая – от польского слова «рашка», что переводится как сосуд. Вторая - от ракушки, которые здесь находят в изобилии [прим. ред. - здесь вполне уместно вспомнить о жемчужине]. Не исключено, что название происходит от фамилии первых его жителей.
Краевед Ольга Сливка.

Крепость имела стратегическое значение: великий князь Литовский Витовт заложил её на окраине своих земель как оплот в борьбе с ордынцами, а впоследствии и османами. В 1569 году после объединения Польши и Литвы Рашков входил в Брацлавский повет в составе Малопольской Провинции Короны Польской. В конце XVI столетия Рашковское поселение разрослось так, что Калаур стал только предместьем Рашкова. В это время Ян Замойский приобретает Рашков в числе других обширных поместий Поднестровья.

В начале 17 века город был разрушен (по одной из версий – добровольно сожжён поляками, чтобы избежать обострения отношений короны с нарастившей своё влияние в регионе Турцией), а спустя несколько десятилетий восстановлен.

На фото: католический костел святого Каэтана

В романе Генрика Сенкевича «Пан Володыёвский», действие которого происходит с 1668 по 1673 годы, Рашков упоминается в качестве укреплённого опорного пункта, в котором размещался последний польский гарнизон. Говоря же об окрестных землях, польский писатель предостерегает о большом количестве диких зверей и немногочисленных людях, «ещё более диких, чем звери».

Также в книге описано разрушение города турками:

«Окрестности Рашкова были теперь совершенно пустынны;
сам городишко превратился в груду пепла, который ветры успели рассеять на все четыре стороны;
немногочисленные жители бежали от надвигающейся бури»

О былом величии Рашкова говорит и тот факт, что в середине XVII столетия здесь находилось 7 церквей.

В 1654 году Рашков посетил Патриарх Антиохийский Макарий. Его сын сделал воспоминания. Он пишет, что 10 июня 1654 года они приплыли к берегам большого города по имени Рашков. В числе встречавших был начальник города, войсковой начальник и 7 священников, ибо в городе было 7 церквей. До наших дней сохранилось 4 церкви -  действующая Троицкая, разрушенная Покровская, Вознесенская отошла в Катериновку, ещё одна - в Алексеевку (Украина).
Краевед Ольга Сливка.

Слёзы Руксанды

Биография любого древнего места тесно переплетается с народными приданиями и легендами. И Рашков не исключение: каждый сельчанин вам расскажет о венчании Руксанды и Тимофея, а также о великой скорби по погибшему супругу.

На фото:"Панская крыница"

В 1648 году в результате побед гетмана Украины Богдана Хмельницкого над поляками в сражении под Желтыми Водами и Корсунью, значительная часть Украины была освобождена. Селения Каменка и Рашков входят в состав Брацлавского полка. Возникший в то время союз гетманской Украины и Молдавии был скреплен браком Тимофея Хмельницкого с дочерью молдавского господаря Василия Лупу Руксандой.

Спустя всего год Тимофей погибает на войне, а его супруга получает во владение Рашков. Здесь дочь молдавского господаря проведёт 12 лет. От слёз безутешной вдовы, если верить преданию, образовался родник с кристально чистой водой.

Рашковчане верят, если отпить воды из «Панской крыницы», то обретёшь счастье в личной жизни.

На фото:"Панская крыница"

Попробовал: вода студёная, сладковатая на вкус, об остальных её свойствах судить не возьмусь.

Центр хасидства

Важной вехой в истории Рашкова стало заселение места еврейским населением. Несмотря на многонациональность (здесь также проживали украинцы, поляки, армяне), евреи уже к XIX столетию составляли его большую часть.    

В 1897 году в Рашкове проживал 3201 еврей. Им принадлежали пивоварня, табачный завод, аптечные склады, более 50 лавок.
Краевед, Ольга Сливка.

Исследователи называют Рашков одним из центров хасидского движения (прим. ред. - религиозное течение в иудаизме). По сей день в центральной части села сохранились стены синагоги, построенной в 1749 году.

На фото: руины синагоги

Синагога в течение долгого времени служила центром духовной жизни многочисленной еврейской общины Рашкова. Раввином Рашковской синагоги был ребе Яаков-Йосеф из Полонного (с 1748 по 1752 год), автор первой хасидской книги «Толдот Яаков Йосеф». В селе располагалась резиденция хасидских ребе Рашковской династии (Рашкевер хасидим).

В 30-е годы прошлого века евреи, недовольные насильственной коллективизацией, в массовом порядке переселяются на правый берег, где господствовали румыны. Религиозный центр был перемещен в село Вадул-Рашков, своды синагоги разрушили в период антирелигиозной компании.

Чудотворный образ

Немного поодаль от монументального католического костёла располагается действующий православный храм. Ольга Сливка поведала о том, что в прошлом году туда была возращена казалось бы навечно утерянная старинная икона «Спас нерукотворный».

На фото: православная Свято-Троицкая церковь

История этого святого образа заслуживает отдельного внимания.

Сын Александра Суворова Аркадий женился на княгине Елене Нарышкиной. И они были благословлены иконой Нерукотворного Спаса. Аркадий тонет в реке Рымник и Нарышкина повторно выходит замуж за князя  Голицына. У Голицына же был управляющий Самойлов, который женился на девице Кашапской родом из Рашкова. И они были благословлены этой же иконой. Впоследствии она дарит эту икону в нашу Свято-Троицкую церковь.
Краевед Ольга Сливка.

Мы направляемся в православный храм, где нас встречает отец  Дмитрий. Он рассказал, что упомянутая икона была утеряна ещё в советское время в период гонений на церковь. Как оказалась, её нашёл сельский учитель, отреставрировал и завещал своим детям вернуть священную реликвию.

На фото: икона «Спас нерукотворный»

Этому образу приписывают чудодейственные свойства. Люди говорят, что икона и искренняя вера помогали исцелять недуги.

Был случай, когда сельчане с этой иконой совершали крестный ход на поле с молитвами о дожде. Тогда была большая засуха, и после этого пошёл дождь.
Священнослужитель отец Дмитрий.

Святой отец признаётся, что в храме служит не так давно. При его личном участии был построен третий купол. Свято-Троицкий храм преображается.

Отвечая на наш вопрос о количестве прихожан, Дмитрий переспрашивает, кого мы имеем в виду «прихожан» или «прохожан»? Сетует на то, что из более чем тысячи сельчан, считающих себя православными, службу посещают лишь единицы. «Когда храм не посещают люди, туда Господь не приходит. Церковь без прихожан пуста», - добавляет он. 

Вместе с тем, по словам священнослужителя, несмотря на полиэтничность и поликонфессиональность в селе никогда не было и нет религиозной розни.

Свободу человека даже Господь не нарушает, поэтому и мы не вправе.  Каждый человек имеет право на свой выбор.
Священнослужитель отец Дмитрий.

Говоря о планах на будущее, священник отмечает, что его мечта – реконструировать Покровскую церковь и проводить там обряд венчания.

На фото: руины Покровской церкви

Молодожёны бы это оценили: ведь виды там, и правда, живописные, и до целительного источника - рукой подать.

Андрей Белоус


Название:

Ваш отзыв: